понедельник, 24 ноября 2008 г.

Генри Селик: Кошмар перед рождеством














Говорят, что неповторимость - это один из критериев гениальности.
Но если посмотреть на всё мировое кино и на всю мировую литературу, то неповторимости нет. Всё можно спародировать, содрать, скопировать... Но мне кажется, что гениальность - это скорее умение опережать время. Умение сказать сейчас так, как научатся говорить только через много лет. И не без твоей помощи. Для этого надо обладать талантом "великого комбинатора", уметь синтезировать и замечать нечто такое, что никто до тебя не догадался совместить и заметить.

Один из таких людей - Тим Бёртон.

Ещё 15 лет назад он сумел создать кино, которое определило весь стиль его работы. Его можно означить как "Весёлая готика" (спасибо за удачное выражение моему хорошему другу, Леониду).
В то время, когда компания Дисней, мультфильмы которой были наполнены смазливыми мордашками, дошкольной моралью и однотипными персонажами, задавала тон мировой рисованой анимации, Тим Бёртон (который и сам долго работал на Дисней) смог сказать своё слово, эхо которого мы слышим до сих пор.

Не каждый человек способен не потерять, взрастить, инкубировать где-то внутри своего разума некую идею, отличающуюся от идей масс. Бёртон смог.
Дело не в какой-то другой истории. И даже не в другой анимации. И не в неповторимом стиле Тима Бёртона, без которого сейчас многие вещи были бы просто немыслимы. И дело не в героях, отличающихся от всех, что были до того. И не в неповторимом юморе.
Эй, в чём дело?!
Думаю в том, что все эти разные кусочки собрались в одно прекрасное произведение.
Что? Нет, это не Франкенштейн.
Это - "Кошмар перед рождеством".

Кстати, чтобы создать атмосферу "весёлой готики", Тим Бёртон прибегнул к приёму "мьюзикла". С тех пор он использовал этот жанр как минимум в двух других своих картинах - "Трупе невесты" и "Суинни Тодде".
Надо заметить, что дополнить гениальные движущиеся картинки музыкой поручили не кому-то, а самому Дэнни Эльфману. Наверняка вы помните его саундтреки к таким фильмам как "Чикаго" и "Люди в чёрном", а так же к сериалу "Футурама".

К сожалению, сам Тим Бёртон не мог заниматься этим проектом от начала и до конца. Так что он поручил своё детище Генри Селлику. Кстати, тот с тех пор поднабрался опыта, и теперь снимает свой новый фильм в "весёло-готическом" стиле, который выйдет в 2009 году и будет называться в русском прокате "Каролина в стране кошмаров".

Много воды утекло за 15 лет, но живые умертвия, распевающие весёлые песни, ещё долго не выйдут из моды. Особенно, если учесть, что до России повальное увлечение этим жанром дошло только сейчас. Неудивительно, ведь официальный русский перевод вышел буквально два года назад. Но зато отличный.
Кошмарного вам рождества!


София Бокитько.

Комментариев нет: