воскресенье, 23 ноября 2008 г.

Маэда Махиро: Аниматрица











Мечтают ли батарейки о настоящей жизни?


Реальность не имеет значения, важно то, как ты проживёшь жизнь. Дуо, «Аниматрица» («Программа»)

Уже многие годы «Матрица» (“The Matrix”) - монументальное творение братьев Вачовски в жанре кибер-панк, будоражит умы не только своих поклонников, но и тех людей, которые просто готовы поразмышлять над столь необычным взглядом на мир. Одним из дополнений к фильму стала «Аниматрица» - приквел нашумевшей трилогии, составленный из рисованных историй, различных по жанровому и стилистическому исполнению.

Нация двоичного кода
Если верить записям архива Зиона, человечество стало архитектором собственной гибели. Вначале был человек, и человек создал роботов по своему образу и подобию. Машины неустанно работали, чтобы человек мог отдыхать. Но, несмотря на то, что первые разумные машины были высоконравственными и невинными, они постепенно начали терять уважение к хозяевам.
Класс B1-66-IR вошёл в историю, как первый вид роботов, восставших против людей (Попытка покушения на убийство). Судебный процесс, завершившийся признанием права человека на уничтожение своей собственности, стал отправной точкой массовых репрессий по отношению к искусственным созданиям по всему миру.
После демонстрации, вошедшей в историю как «Марш Миллиона Машин», изгнанные человеком роботы стали искать убежища в своей собственной обетованной земле. Они поселились в бывшей колыбели человеческой цивилизации, где создали новую расу, назвав её 01. Территориальная удаленность от агрессивного человечества принесла процветание динамично развивающемуся миру машин. Вскоре технически совершенная продукция 01 начала просачиваться на международный рынок.
Экономическая власть людей таяла, но они отказывались сотрудничать с искусственной расой. Они предпочли разделить мир, изолировав 01 при помощи блокады.
Во время блокады 01 отправили к людям своих послов. На совете ООН они представили планы стабильного гражданского сотрудничества с человеческой нацией. Их предложения были отвергнуты.
Затянувшаяся блокада закончилась массированной ядерной бомбардировкой. Но, в отличие от своих бывших хозяев, с уязвимыми телами, машины не боялись радиации и тепловой энергии бомб. Началась война, в которой роботы заведомо имели преимущество. Человечество отступало, сдавая один город за другим. Однако, у людей оставалось последнее, самое отчаянное средство: разрушение неба. Операция “Чёрный шторм” была призвана лишить машины солнечного света - главного источника энергии.
Во время войны человеческой расе был нанесён серьёзный удар. У машин было достаточно времени изучить белковые тела человека. Применяя на практике знания, взятые у людей, они превратили человеческое тело в альтернативный источник энергии. Было дано начало новому символическому сотрудничеству между двумя бывшими врагами.
Да простит Господь человека и машины за их грехи.

Стильный коктейль
Пожалуй, наиболее интересная особенность «Аниматрицы» – её стилевое и жанровое разнообразие. Она состоит из девяти эпизодов, выполненных в разных стилях, рассказывающих, на первый взгляд, совершенно разные истории. Но внимательный зритель разглядит общую линию повествования и общий смысл в этих будто бы не связанных между собой эпизодах. Первый и последний из них повествуют о реальном мире, второй и третий – об истории этого мира, а остальные – показывают индивидуальное восприятие Матрицы главными героями сюжетов.
Любители «Последней Фантазии», к примеру, обнаружат два схожих по духу эпизода: «Полёт Осириса» и, отчасти, «Принятый», являющихся началом и, соответственно, завершением приквела. Эти эпизоды, произведённые студией «Square Pictures», напрямую соотносятся с основной трилогией.
Второй и третий эпизоды, («Второй Ренессанс», части 1,2), одновременно напоминают «Хеллсинг», с его военными системами слежения и видеонаблюдения, и монументального, детализированного «Призрака в доспехах» (“Ghost in the Shell”). Прекрасная режиссура и стиль персонажей – работа Мады Махиро
Четвёртый эпизод, получивший название «История мальчика», был создан самим Синътиро Ватанабэ, известным благодаря аниме «Ковбой Бибоп» (“Cowboy Bebop”). Несмотря на это и как будто в противовес чёткому «Ковбою…» стиль получился смазанным, неточным, словно был нарисован масляными красками, поверх которых работали карандашом. Наверное, используя этот художественный прием, режиссёр и пытался выразить то самое “отрицание реальности”, в котором подозревали главного героя. Сюжет очень напоминает историю Нео, центрального персонажа трилогии. Стоит отметить, что эти четыре эпизода снимались при участии самих Лари и Энди Вачовски, по их сценарию.
При просмотре пятой части под называнием «Программа», сразу вспоминается стиль аниме «D - охотник на вампиров: Жажда крови» (“Vampire Hunter D: Bloodlust”), а образ главной героини моментально ассоциируется с образом Лайлы. Поменялись, кажется, только её причёска, одежда, да антураж вокруг. И не зря, поскольку над серией работал Есиаки Кавадзири, автор «D…»
Шестой эпизод под названием «Мировой рекорд» сразу же цепляет своей необычностью. В нём, как это ни странно, чувствуется дух французской анимации. Он ещё больше подчёркивается личностью главного героя – темнокожего спортсмена-бегуна, превышающего лимит скорости, установленный Матрицей. Типаж очень свойственный для французских мультиков. Автор этого мини-шедевра – ранее неизвестный Койкэ Такэси, который, после такого удачного дебюта, работал в проекте «Манускрипт ниндзя» (“Ninja Scroll”).
«За пределом» нарисован в довольно простом стиле, не блещущим компьютерной графикой, но зато очень напоминающим работы студии Дзибли (Ghibli). Наверное, это впечатление подкрепляется ещё и тем, что герои здесь – дети. Самое интересное в эпизоде даже не то, что он вовсе не претендует на жанр киберпанка, а то, что русского зрителя он моментально отсылает к бессмертному фильму Андрея Тарковского «Сталкер». Заброшенный, полуразрушенный дом, через провал крыши которого с ясного неба струится ливень; консервные банки, не долетающие до пола; дверные проёмы, зияющие чернотой неизвестности… Эпизод берёт именно своим антуражем, атмосферой, тщательно продуманной автором многих проектов-мозаик, Моримото Кодзи.
Эпизод «История сыщика», выдержанный в стиле «Брют», отличается контрастными цветами, ярко выраженной границей света и тени, а также нарочитой грубостью прорисовки объектов. Именно в этом стиле были созданы известные комиксы и, позже, фильм «Город Грехов». Чёрно-белый мир стим-панка и кибер-панка, в котором живёт главный герой, изредка разбавляется яркими пятнами пламени или красноречивой красной надписью на стене. Это творение Ватанабэ кардинально отличается от предыдущего. Чёткая прорисовка эпизода, аллюзии и аллегории, свойственные первой «Матрице», в то же время отличны от концепции мира начала 21-го века, куда обычно попадали все узники глобальной программы. Альтернативная реальность вкупе с настоящей Тринити (которую озвучивала Кэрри-Энн Мосс) – вот секрет успеха!

История вымысла
«Аниматрица» снималась в течение трёх лет. Писался сценарий, устранялись недочёты и нестыковки, эпизоды менялись местами… И вот, в 2003м году свет увидел эту прекрасную, полную философии, аллюзий и аллегорий картину, занявшую достойное место в истории мировой анимации. Она завораживает своей глубиной, множеством религиозных мотивов, символикой, будто бы сошедшей со средневековых фресок. Всё это многообразие невозможно оценить с первого взгляда – необходимо вглядываться в каждый крест, каждую деталь этой картины. Рассмотреть всех всадников: на бледном, тощем и механическом конях. Они несут гибель и порабощение человечеству.
* * *
Мечтают ли батарейки о настоящей жизни? Этот вопрос, вынесенный в заголовок, в Аниматрице получает однозначно положительный ответ: мечтают. И только сила воли тех, кто существует теперь лишь как источник энергии, позволит вырваться из плена иллюзий и победить бездушных машин. Может, даже вселив в них душу.

София Бокитько

(Статья опубликована в журнале FANтастика №5(июль) за 2007г.)

Комментариев нет: