вторник, 4 марта 2008 г.

Меттю Вон: "Звёздная пыль"


Казалось бы, что может быть нового на тему сказок? Все хоббиты давно придуманы, тема чародейства и волшебства раскрыта, а историей о Золушке никого не удивишь. Нил Гейман вместе с Меттью Воном доказывают, тем не менее, обратное. Много лет экранизация зрела, зритель ждал, а компьютерная графика улучшалась. И вот – оно!
Что нужно для удачного фентези-фильма в наше время? Оказалось, что всего лишь стандартный набор из звездного состава, достижения современной техники, «новозеландские» пейзажи и классическая музыка. В руках умелого режиссера они могут превзойти планку «стандартного» кино.
Фильм получился очень британским. Тонкий юмор, приправленный искусными злодействами, множеством ярких образов и фееричных сцен – в этом весь Гейман. Не зря, все же, он много лет работает с таким монстром английской литературы как Терри Пратчетт. Если разложить фильм на кусочки – получится пестрая мозаика заимствований и пародий. Но когда они складываются воедино – перед глазами предстает великолепное панно, выполненное в одном стиле, завораживающее взгляд любого киномана.
Множество режиссерских находок только придают остроты ощущениям. Чего стоит одна только голубая кровь, текущая по венам королевских отпрысков! И это не метафора. А целый городок, выстроенный мановением руки злой колдуньи? А плавающий в воздухе по ее же воле наследный принц? Да ради одних только фамильных привидений этот фильм стоит посмотреть.
Сравнивая Звездную пыль с любой другой экранизаций, можно смело сказать, что она даст фору в сто очков вперед. Никакого ощущения «движущихся картинок» нет и в помине. Режиссер явно стремился сделать фильм самодостаточным, и ему это, безусловно, удалось. Следует в связи с этим особо отметить игру актеров. Не смотря на небольшой бюджет, они смогли сделать сцены насыщенными, эмоциональными, впечатляющими. До последнего момента не ясно – чье будет сердце небесной красавицы, как разрешится тот или иной поворот сюжета.
Кстати, последний обошелся без ожидаемых провисов экранизации. Четкая логика прослеживается от начала и до конца, что позволяет полностью насладиться фильмом даже тем, кто абсолютно не знаком с первоисточником. И это правильно. Диалоги все так же четко продуманы: лишнее не режет слух, тишина не мучает.
Музыка тоже не подкачала. Если пристально не всматриваться в окна маленькой английской деревушки, то можно даже сначала подумать, будто вы попали не на тот сеанс, и сейчас на экране появятся низкорослые человечки с густым мехом на ногах...
Если бы режиссёр решил изменить название фильма, ему стоило бы вслед за Овидием воспользоваться словом «метаморфозы». Это действительно второй после звёзд мотив в картине. И превращение маленькой птички в мать Тристана, и звезды в прекрасную девушку и сурового капитана в старого добряка, и Тристана в мышь, и торговца в лягушку и... Впрочем, увидите сами. В конце концов, превращение бумажных комиксов в динамичное видео тоже чего-то стоит.

Итог: Неожиданно, ярко, искрометно – это не молодежная комедия, это фильм для всей семьи.
Меттью Вон, несмотря на свое скромное режиссерское портфолио справился с задачей на все двести процентов, чего от него никак не ожидали многочисленные критики.
Если бы все фильмы делались бы с таким усердием и с душой – кинотеатры бы просто ломились от зрителей. А пока на афишах и в кинотеатрах конкурентов нет, так что спешите видеть!


Бокитько София.

(Опубликовано в журнале "Мир Фантастики" №50 (октябрь 2007))

Комментариев нет: